Category: россия

Category was added automatically. Read all entries about "россия".

БАЙЛУ АРЧЫН АГАЖЫМ. (Священное растение можжевельник)

        На протяжении многих веков алтайцы и их предки жили в гармонии с природой, почитая и уважая её законы, весь жизненный уклад основывался на одухотворении окружающей природы. «Нельзя рвать цветы на поляне, ломать ветви, срубать молодые деревца, иначе оскудеет Алтай. Цветы, деревья и травы, потеряв веру и надежду, покинут нас» - так, алтайцы с раннего детства внушают детям, воспитывая бережное отношение к окружающей природе. Коренные жители Алтая верили, что стихийные силы природы имеют своих духов-хозяев, с которыми человеку нужно жить в гармонии. С этой целью они совершали моления, обращались к божествам даровать здоровье, благополучие, потомство, плодородие. Обязательной растительной символикой всех проводимых обрядов является можжевельник Juniperusарчын (алтай кижи), артыш (телеуты), арщин, арачан (чалканцы).  Можжевельник является тотемным растением таких алтайских родов как алмат, тöлöс, кöбöк и тоҥжаан.(1)

У алтайцев можжевельник самое священное, почитаемое, этнически значимое растение, которое обладает особой чистотой и священностью. Теленгиты говорят, когда Божья Мать опускалась на землю, она присела там, где произрастал артыш. И вскоре она родила сына – Бога. Из-за того, что на него присела Божья Мать он имеет стелющуюся форму. Арчин, по мнению алтайцев обладает очистительной и целебной свойствами. Зажженной веточкой арчина окуривают больного очищают жилище, колыбель, очаг. Почти в каждой семье алтайца круглый год бережно хранится веточка арчина.
Можжевеловой ритуальной ложкой совершают обряд угощения неба (считается, что такая ложка с одного окропления небес доносит молоко до 9 сферы неба, второе и третье окропление достигает 27 слоя небес). Такой обряд совершают, когда дети покидают родной дом, прося им благословения, и ещё при встрече (проводах) перелетных птиц. (2)

1. Природа и культура без границ / Айльдашев А.Д., Алмашев Ч.Д., Ачимова А.А. и др. – Горно-Алтайск: Издательство Полиграфика, 2015.
2.  Тотемные растения Алтая. Краткий популярный атлас-определитель растений Алтая на основе традиционных знаний коренных народов Алтая. – Горно-Алтайск. Отпечатано ООО «Печатная компания АРТИКА», 2011.

Фото - Можевельник сибирский. Фото М. Сахневич     

Заметки дендролога. Кедр

Рубрику ведёт Мирослава Сахневич, научный сотрудник Алтайского заповедника.












Рубрика «Заметки дендролога» посвящена древесно-кустарниковым видам, которые произрастают в окрестностях кордона. Изложенный ниже материал посвящен самому важному представителю нашей тайги - кедру.













































Общий вид сибирского кедра. Кедр, растущий рядом с кордоном Байгазан. Фото М. Сахневич.
Collapse )
altzapovednik

Традиции заповедного Алтая. Крупный алтайский сööк - Тöлӧс.

В книге «Телецкое озеро. Очерки истории» Валенина Селегея о происхождении названия Телецкого озера пишется «… Зимой 1633 года через бассейн реки Кондома, Лебедь и верхней Бии впервые на Телецкое озеро прошел на лыжах отряд кузнецких казаков во главе с сыном боярским Петром Собанским, который и назвал озеро «Телесским» по имени алтайского племени «телесов», обитавших на его берегах, хотя местные жители именовали озеро «Алтын-кёль», а джунгары «Алтын-нор» (Золотое озеро)…».(1).

В последней четверти XIX в. приобрела популярность целая серия преданий об алтайских сеоках. Генеалогическое родство сеоков подтверждается сведениями, в которых обычно говорится, что их легендарные основатели были братьями или росли в одной семье, где обычно получали имена, впоследствии ставшие названиями основанных ими родов. Г.Н. Потанин записал от М.В. Чевалкова (алтайца-миссионера) предание о происхождении названия "тёлёс": "…когда наступило время делить наследство – брат, пасший верблюдов, сказал: "Брат, пасший овец, взял себе лишнего барана, поэтому лишний верблюд ("тöö") должен быть мой". Отец за эти слова дал ему имя: "Лишнего верблюда взявший, будь тööлöсом".(2).

Тёлёс Тёлёс, Телес, Толос (южноалт. Тӧӧлӧс, Тӧлӧс, древнетюрк. Толис/Тулис) — род у алтайцев (сеок), кыргызов, тувинцев. Являются прямыми потомками тюркютов. Древние тюрки Алтая (тюркюты) в 6-7 вв. учредили в Горном Алтае систему "тёлис/тардуш", которая делила войско на два крыла: восточную (старшую) - тёлис и западную (младшую) - тардуш. После разгрома Тюркского каганата в 630 г. Чеби-хан основал княжество на Алтае (Тёлёсское ханство). Он привел с собою на Алтай 30000 воинов, остатки которых, впоследствии, стали родом тёлёс. Тёлёсское ханство существовало самостоятельно до сер. XVII в. В 1652 г. тёлёсы вошли в состав Теленгитского ханства. Причиной данного поступка явилось невозможность дальнейшего самостоятельного противостояния российской колонии Алтайские Тёлёсы. На Алтае род Тӧӧлӧс является крупным сеоком, распространенным среди алтайцев, теленгитов и телеутов. В настоящее время у алтайских тӧӧлӧсӧв есть свой зайсан. Родственные алтайским тёлёсам сеоки: Кёбёк, Алмат, Тябак, Тьети-Тас, Чагат, Тярык, Шакшылык. Тёс- Бакты-каан. (3).

1. Селегей, В.В. Телецкое озеро. Очерки истории [текст] /В.Г. Новиков. – Новосибирск: ООО «СибДизайн», 2009.
2. Тадина Н.А. Об этногенетической основе алтайских преданий / Оригинальная публикация: // Урало-Алтай: через века в будущее (матер. конф.). – Горно-Алтайск, 2005. – Вып. 1. – С. 93-97.
3. https://ok.ru/altaytsyoy/topic/64775999499045.

Иллюстрация: https://ok.ru/altaytsyoy/topic/64775999499045.
altzapovednik

Традиции заповедного Алтая. Родовое деление у алтайцев

Сööк-тайагы аданаң,
Кан-балтыры эненең.
Кости-опора (скелет) от отца,
Кровь-мышцы (плоть) от матери.
(народная поговорка)

В основе родства у алтайцев лежит родовое начало, в силу того, что каждый относит себя к определенному сёоку (сööк), передающемуся от отца. Сёок буквально означает «кость» и соответствует понятию «род». По переписи 1897 г. у алтайцев насчитывалось 68 сёоков. В середине XX в. Л.П. Потапов зафиксировал 53 сёока. Наиболее распространенными родами являются кыпчак, тöлöс, майман, тодош, иркит. Остальные малочисленны.

Большинство сёоков дробится на несколько подразделений, обычно на 3, 7, 9. Так, сёок «кыпчак» состоит из 9-ти подразделений: котоң кыпчак, казак кыпчак, сурас кыпчак, тумат кыпчак и др.; сёок «тодош» из 3-х – кара тодош, манjи тодош и кыдат тодош; сёок «майман» и «иркит» из 2-х – кара майман и кöгöл майман; кара иркит и сары иркит и др. Кроме того, все сёоки, кроме майман, иркит и тоңжоон, объединяются в группы с самым многочисленным родом во главе. Так, сёоки мундус и кергил возглавляет сёок «кыпчак»; кöбöк, jети тас, оргончы, моол, алмат – «тöлöс»; очы, чапты и чагандык – «тодош».






Тадина, Н.А. О трех линиях родства у алтайцев [Текст] / Н.А. Тадина // Опубликовано: Алгебра родства. Родство. Системы родства. Системы терминов родства. – СПб., 2005. – Вып. 9. – С. 255-265
new.hist.asu.ru/naltai/ualtairodstvo.html

Автор фото - С.И. Борисов. Фото сделано в период 1907-1914 гг
altzapovednik

Традиции заповедного Алтая. Всенародный праздник Эл – Ойын.

Праздник народных игр «Эл-Ойын» с алтайского языка переводится как всенародный праздник. Первый Эл-Ойын был организован в 1988 году в селе Ело Онгудайского района. В 1990 году праздник получил статус республиканского и стал проводиться через каждые два года(1).

До 2004 года имел статус кочующего. Хозяевами праздника были:
1988 г. — село Ело Онгудайского района,
1990 г. — село Шыргайты Шебалинского района,
1993 г. — село Кырлык Усть-Канского района,
1995 г. — село Улаган Улаганского района,
1996 г. — село Боочи Онгудайского района,
1998 г. — село Корумду Усть-Коксинского района,
2000 г. — село Кош-Агач Кош-Агачского района,
2002 г. — село Катунь Чемальского района,
2004 г. — село Кебезень Турочакского района (2).

С 2006 г. Межрегиональный праздник алтайского народа «Эл - Ойын» проходил в урочище Межелик Онгудайского района, а в 2016 году праздник будет проходить в г. Горно-Алтайске и основные мероприятия его посвящены 260-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства и 25-летию со дня образования Республики Алтай (3).

Праздник начинается с парада участников, затем открывается театрализованным представлением на одну из тем героического эпоса алтайцев. Эл Ойын – это многогранное состязание. В течение двух дней состязаются сказители эпоса и горлового пения, певцы, танцоры, мастера прикладного искусства, профессиональные мастера спорта и любители. Творческие коллективы и жители республики участвуют в конкурсах: «Игры на национальных инструментах», «Национальный костюм», «Тастаракай» – конкурс юмористов, «Национальное жилище», «Тан Чолмон» – конкурс детской эстрадной песни. Во время праздника проходят спортивные состязания: куреш – национальная борьба, ок-jаа адыш – стрельба из лука, кодурге таш – поднятие камня, тебек – набивание жестка, шатра - алтайские шашки, камчы – выбивание плетью бабок. Наибольший интерес вызывают соревнования по конному спорту: ат jарыш – скачки, эмдик уредиш – объездка необученной лошади.
Праздник заканчивается торжественным закрытием, где объявляются победители. Они награждаются призами и дипломами (1).

1. Из текста обзорной экскурсии по экспозициям Национального музея имени А.В. Анохина Республики Алтай/ Составитель: Э.А. Белекова, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Национального музея. www.musey-anohina.ru/
2. http://www.ded-altai.ru/history/prazdnik_narodnykh_igr_el-ojjyn
3. http://www.culture-altai.ru/index.php/ru/qazsdf/2138-el-ojyn-2016.html

Источник фото: http://gorno-altaisk.ru/photogallery/vernisazh/tebekov
altzapovednik

Традиции заповедного Алтая. Кезер-таш: история в камне

У каждого времени свои неповторимые приметы, которые "оставляются" для потомков, чтобы не угасла историческая память, не прервалась связь времен и поколений. Приметы древнетюркской эпохи - заросшие кустарником каменные оградки и таинственные курганы, прочерченные на обветренных скалах рисунки и загадочные письмена, каменные изваяния... Все это оставлено кочевниками, некогда жившими на необозримых просторах Сибири и Центральной Азии, создавшими мощные государства, имевшими свою письменность и тесные контакты с цивилизациями юга - от Китая до Византии. Они, точнее их образы, как бы вырастают из земли темными силуэтами каменных изваяний, во множестве разбросанных по горам и долинам.

Оставлять память об усопших сородичах - это одна из древнейших традиций человека. О памятных столбах при погребальных сооружениях тюркоязычных племен можно прочитать, например, в китайских летописях средневековья.

Все они разные. От грубо отесанных каменных столбиков, в которых едва угадываются антропоморфные черты, до настоящих произведений скульптуры. Примечательно изваяние "Кезер-таш" из Курайской степи: Спокойное, умиротворенное лицо зрелого человека, длинные усы, борода клинышком. На темени - небольшой головной убор. В правой руке – сосуд, напоминающий серебряные кувшинчики, которые по сей день находят археологи в курганах. Для кого напиток в символическом сосуде Кезер-таша? Самому себе при собственных поминках, организованных родственниками? Или это дар верховному солярному божеству? Не случайно ведь изваяния «смотрят» на восток - в сторону восходящего солнца? Левая рука лежит на наборном поясе. Металлические бляхи от таких поясов, в том числе серебряные и позолоченные, также встречаются в древних курганах. У наших предков они обозначали социальный ранг человека. Судя по богатому поясу, Кезер входил в элитарный круг древнетюркского общества. К поясу подвешены мешочек для различных мелочей (это было принято вплоть до сравнительно недавней этнографической старины), а также сабля в ножнах - непременный атрибут и правителя, и воителя старины глубокой - далекого средневековья.

Большинство же других изваяний - попроще. Где выбито только лицо, где - в дополнение - еще и детали одежды, оружие. А где и просто устанавливались камни, лишь схематично напоминающие человека. (1)

Есть такое изваяние «окаменевшего предка» на территории Алтайского природного биосферного заповедника. На Белинской террасе находится уникальный памятник «Кезер-таш» (Камень-воин), возраст которого – около 2 тыс. лет. Древнетюркское изваяние у с. Беле было зафиксировано еще в 1925г. А. Н. Глуховым в ходе работ Алтайской экспедиции этнографического отдела Русского музея. Изваяние изображало умершего человека, и в нем, по представлениям тех времен, до окончания поминального цикла была заключена его душа. На изваянии изображалось лицо умершего, стараясь отразить портретное сходство. Изображению молодого лица грозный вид придают, большие округлые глаза, слегка изогнутый дугой рот. В правой руке каменный воин держит чашу-кубок, тем самым принимая «участие» на поминальном пиру. Левая рука, как правило, лежит на поясе или оружии. Данный «Кезер-таш» не паспартизирован. Рядом с кордоном Беле расположены каменные изваяния (стела и древнетюркская скульптура). В древности они входили в состав единого погребально-поминального комплекса. Неподалеку от каменных изваяний расположен курган. (2)

Collapse )
Фото В. Лотов
altzapovednik

Горный Алтай и его коренное население

Алтайцы - коренной народ Сибири. Территория их современного расселения – это обширная часть Российского Алтая, названного Горным Алтаем.

Алтай на протяжении двух тысячелетий нашей эры постоянно входил в состав сменявших друг друга этнополитических образований гуннов, ранних тюрков (теле, тюркут), енисейских кыргызов, кимаков, найманов, монголов. В 1756-1757 гг. алтайцы, бывшие джунгарские подданные, добровольно приняли российское подданство, и основная территория Горного Алтая была присоединена к России. После принятия в 1864-1865 гг. населения двух чуйских теленгитских волостей в российское подданство юго-восточная часть Горного Алтая полностью закрепилась за Россией.

Алтай занимает уникальное географическое положение, поэтому неудивительно, что он относится к древнейшим очагам человеческой цивилизации. Издревле люди здесь занимались различными видами хозяйственной деятельности: охотой, собирательством, скотоводством, земледелием, добычей и переработкой ископаемых руд. Самобытная культура населявших его племен и народов развивалась в тесной взаимосвязи с культурой сопредельных стран.

Во второй половине I тыс. до нашей эры этнические процессы на Алтае происходили во взаимодействии двух групп населения: «сакодинлинская» (создатели знаменитой пазырыкской культуры), относились вероятно к индоевропейской и алтайской языковым группам, а среди второй группы преобладали монголоидный и прототюркские языки. На основе взаимодействия обеих групп населения сформировались тюркоязычные этнические общности Алтая.

Традиционная культура и социальная организация рассматриваются как единое целое алтайского этноса, однако при характеристике разных аспектов материальной и духовной культуры алтайцев выделяются культурное разнообразие, специфические черты, присущие отдельным этнотерриториальным группам: чуйским теленгитам, алтайским телеутам (баятам), тубаларам, кумандинцам, челканцам, алтай - кижи.

В этнографии алтайцы делятся на 2 группы: северные (кумандинцы, тубалары, челканцы) и южные (телеуты, теленгиты, алтай-кижи).

Северные живут в горно-таежной зоне северо-восточного Алтая: тубалары — в верховьях Бии (бассейн рек Пыжа, Кокша, Иша), челканцы — реки Лебедь и Байгол, кумандинцы — по реке Бия (Республика Алтай, Красногорский, Солтонский, Бийский районы Алтайского края). Расселение южных: теленгиты — в бассейне рек Чуя и Аргут, по рекам Чулышману и Башкаусу; алтай-кижи — в бассейне рек Урсул, Чарыш, Кокса, Кан, среднее течение Катуни; телеуты — по рекам Майма и Черга (Республика Алтай), в Причумышье (Заринский, Кытмановский районы Алтайского края), по рекам Большому и Малому Бача (Беловский район Кемеровской обл.).

У северных алтайцев основой жизни были охота, рыболовство, ручное мотыжное земледелие, собирательство. Жили в постоянных поселениях. Носили одежду из холста. Южные алтайцы занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Подсобные занятия: охота, земледелие, действовала несложная система оросительных каналов. Основной тип жилища — переносная войлочная юрта и конусообразный аил, традиционный вид одежды — овчинная шуба. Важную роль у всех племен играли выплавка железа и кузнечный промысел.



Collapse )
altzapovednik

Традиции заповедного Алтая. ЧАГА-БАЙРАМ

Алтайский государственный природный биосферный заповедник - это не только федеральная структура, призванная охранять природу, но и, что немаловажно, это биосферная территория, включающая зоны сотрудничества - Турочакский и Улаганский муниципальные районы Республики Алтай, это изучение и создание условий гармоничного взаимодействия природы и человека. Бесспорно, природа Горного Алтая сохранилась благодаря культурно-этническим заповедям, природосообразному образу жизни коренного населения, продолжающего и сегодня сохранять свои традиции, выстроенные на бережном отношении к природе. Многогранность и мудрость традиций заповедного Алтая – есть бесценный дар наших предков, с которым мы хотим Вас знакомить.

ЧАГА-БАЙРАМ
(Новый год)

image (2).jpg
Collapse )
altzapovednik

Территория сотрудничества Алтайского биосферного заповедника. Спортивная площадка – всем миром.

Открываем новую рубрику "Территория сотрудничества Алтайского биосферного заповедника". В этом разделе мы будем рассказывать о мероприятиях, проектах и событиях, которые происходят на территории Улаганского и Турочакского районов Республики Алтай - биосферной территории сотрудничества Алтайского заповедника. Сегодня наш рассказ о том, как в труднодоступном селе Каначак, Турочакского района Республики Алтай открылась спортивная площадка.


В труднодоступном селе Каначак Турочакского района Республики Алтай в середине октября текущего года состоялось знаменательное событие – завершились работы по обустройству спортивной площадки для жителей села. Это стало возможным благодаря грантовскому финансированию в рамках проекта «Искры надежды для российских деревень»*, в котором Алтай участвует в качестве одного из четырех пилотных регионов России. «Ключевыми» районами реализации проекта в Республике Алтай являются Улаганский и Турочакский муниципальные образования – как территория сотрудничества Алтайского биосферного заповедника**. Всего на конкурс было подано 76 заявок из Алтайского края и Республики Алтай, поддержку получили 19, из них 9 – из Турочакского района Республики Алтай. В ходе конкурсного отбора заявок, комиссия отдала предпочтение тем проектам, которые способствуют социально-экономическому развитию территории, а также развитию партнерских взаимоотношений жителей села между собой и с органами местного самоуправления. Таким требованиям в полной мере соответствовала заявка из села Каначак, цель которой была обустроить спортивную площадку. Польза для каждого жителя маленького села в результате реализации данного проекта, была очевидна.

О том, как возникла эта идея и как она осуществлялась рассказывает Наталья Соколова – руководитель проекта:

Collapse )
Смотреть подробный фоторепортаж
altzapovednik

70 летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается. Михаил Дмитриевич Холод

В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. публикуем воспоминания об участниках этой войны, живших в Алтайском заповеднике. Сегодня наш рассказ о Михаиле Дмитриевиче Холоде.


М.Д. Холод
Михаил Дмитриевчи Холод
Генерал-майор Михаил ХОЛОД связал свою жизнь с Алтаем, уже когда вышел в отставку: жил на берегу Телецкого озера в поселке Яйлю, центральной усадьбе Алтайского заповедника. В 1970-1980 годах о нем много писали в краевой прессе, в том числе и как об увлеченном садоводе. А в годы войны Михаил Дмитриевич был начальником политотдела 18-й гвардейской стрелковой дивизии.
Collapse )


Collapse )




Генерал Холод. Памяти фронтовика.
Г.Г. Собанский. Звезда Алтая 1994 год


Генерал Холод, Туймешев,Анферов, Пыжанкин, ф-18



Много лет мы были знакомы, даже дружны, не смотря на разницу в возрасте, и я чувствую себя обязанным хоть немного рассказать об этом незаурядном человеке – боевом офицере в годы Отечественной войны, активном общественнике в годы заслуженного отдыха, человеке простом, доступном, непритязательным и неприхотливым в быту, не смотря на высокое воинское звание, несмотря на все свои заслуги, причем не только военного, но и мирного времени, отмеченные 24-мя орденами и медалями (в числе наград – два ордена Красного Знамени, ордена Красной Звезды и Отечественной войны Дружбы народов и др.)

Collapse )