Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Традиции заповедного Алтая. Родовая тамга

В одном из материалов рубрики мы рассказывали об основах родства у алтайцев, которое заключается в родовой принадлежности к определенному сёоку (сööк). Исходя из этнографических данных, для каждого рода существовала своя тамга (таҥма).

Применение тамги в обиходе было многообразно. Ими пятнали табуны лошадей, размежевывали земельные и пастбищные наделы, закрепляли личное имущество, делали подписи на документах и т.д. По тамгам, высеченным на каменных стелах местных святилищ, определяли этногенетические процессы и направление миграций отдельных племен и родов. Кроме того, высекание тамги на курганных памятниках подтверждало пребывание родовой общины в данной местности. В то же время присутствие тамги на почитаемых местах показывало их сакральное значение. Считается, что местные народы оставляли их во времена священных праздников при совершении молебнов. В древние времена, как отмечают исследователи, актуальной была не только сакральная функция тамги, но и защитная. Например, крест и круг применялись с целью защиты людей от злых духов и потусторонних отрицательных сил.

Рассмотрим формы древнейших и наиболее распространенных тамг у тюрков Саян-Алтая. Первым среди них выступает крест. В символике данного знака отражались идеи мирового центра и точка соединения между Небесами и Землей, т.е. между двумя мирами; космическая ось, космическое дерево, гора, лестница и др. В большом количестве крест и его производные бытовали у хакасских и алтайских сööков. Близким по значению к нему была тамга «гусь» - кас (свастика). Данный знак известен с древних времен, широко использовался в культуре многих народов и выступал символом движения, бесконечности, жизни, солнца, благополучия. Весьма интересно значение слова «свастика» от древнеиндийского «su», означавшего «связанное с благом». Она выполняла различные функции: от предметов повседневного быта до использования герба. Основной и общеизвестной формой тамги выступает графическое изображение креста с загнутыми под прямым углом четырьмя концами, или левосторонней свастикой. Бытовали весьма различные варианты тамги. По всей территории Саяно-Алтая нередко встречалась правосторонняя свастика. У хакасов и алтайцев известность получила свастика с наклоном в левую сторону.

Подробнее

Традиции заповедного Алтая. Месяцеслов. КОЧКОР АЙ. ФЕВРАЛЬ.

Февраль у южных алтайцев (алтай-кижи) – месяц горной овцы (кочкор ай), у северных алтайцев (туба, кумандинцев, чалканцев) – месяц ветра (чель или чиин ай, чель ай).

Знания народной метеорологии основываются на характере жизнедеятельности этноса, на многовековом опыте наблюдений за широким кругом явлений природы, за поведением животных.

Зима: к морозам зимой (ай кулактанза – букв. луна с ушами), если, звезды ярко сверкают и, если у крупнорогатого скота обильный водопой; если лошади, собаки катаются по земле.

Автор картины - Пётр Ташкылов.

Подробнее
altzapovednik

"В ЧАСТИ БЕСПОЩАДНОЙ БОРЬБЫ С БРАКОНЬЕРСТВОМ"

Оригинал взят у v_stepanitskiy в "В ЧАСТИ БЕСПОЩАДНОЙ БОРЬБЫ С БРАКОНЬЕРСТВОМ"

Как-то в середине 80-х довелось мне по рабочим делам заскочить в "штаб-квартиру" Совета военно-охотничьего общества центральных органов Минобороны. Там обратил внимание на стенд, освещающий текущую жизнь военных охотников, в том числе повестку грядущего производственного собрания. Пункт 1 повестки "улыбнул" и отложился в памяти: «О задачах Совета ВОО ЦО МО в части беспощадной борьбы с браконьерством».
  Так уж получилось, что автор этих строк с молодых лет прикоснулся к тематике борьбы с браконьерством. Сектор БСБ (борьбы с браконьерством) студенческой дружины охраны природы (ДОП), служба в органах рыбоохраны. В 1989 г. вместе с сотрудником МГУ Андреем Щербаковым мы опубликовали в журнале «Охота и охотничье хозяйство» (№11) аналитическую статью «Браконьерство: причины и следствия». В общем, знаю все это не совсем понаслышке и помню, что ореол беспощадности в части борьбы с браконьерством в СССР имел место быть.
          
Collapse )
altzapovednik

Традиции заповедного Алтая. Месяцеслов. Сентябрь.

Сентябрь у алтай-кижи – месяц косули (куски куран ай), у туба – месяц марала (сыгын ай), так как в этот период у них начинается гон. У чалканцев начало осени – месяц тропинки (орок ай), так как от постоянного хождения к пашням образуются узкие дорожки.
Иллюстрация - Н. Чепоков. СЕНТЯБРЬ. ОСЕННИЙ МЕСЯЦ МАРАЛА
altzapovednik

Традиции заповедного Алтая. Родовое деление у алтайцев

Сööк-тайагы аданаң,
Кан-балтыры эненең.
Кости-опора (скелет) от отца,
Кровь-мышцы (плоть) от матери.
(народная поговорка)

В основе родства у алтайцев лежит родовое начало, в силу того, что каждый относит себя к определенному сёоку (сööк), передающемуся от отца. Сёок буквально означает «кость» и соответствует понятию «род». По переписи 1897 г. у алтайцев насчитывалось 68 сёоков. В середине XX в. Л.П. Потапов зафиксировал 53 сёока. Наиболее распространенными родами являются кыпчак, тöлöс, майман, тодош, иркит. Остальные малочисленны.

Большинство сёоков дробится на несколько подразделений, обычно на 3, 7, 9. Так, сёок «кыпчак» состоит из 9-ти подразделений: котоң кыпчак, казак кыпчак, сурас кыпчак, тумат кыпчак и др.; сёок «тодош» из 3-х – кара тодош, манjи тодош и кыдат тодош; сёок «майман» и «иркит» из 2-х – кара майман и кöгöл майман; кара иркит и сары иркит и др. Кроме того, все сёоки, кроме майман, иркит и тоңжоон, объединяются в группы с самым многочисленным родом во главе. Так, сёоки мундус и кергил возглавляет сёок «кыпчак»; кöбöк, jети тас, оргончы, моол, алмат – «тöлöс»; очы, чапты и чагандык – «тодош».






Тадина, Н.А. О трех линиях родства у алтайцев [Текст] / Н.А. Тадина // Опубликовано: Алгебра родства. Родство. Системы родства. Системы терминов родства. – СПб., 2005. – Вып. 9. – С. 255-265
new.hist.asu.ru/naltai/ualtairodstvo.html

Автор фото - С.И. Борисов. Фото сделано в период 1907-1914 гг
altzapovednik

Традиции заповедного Алтая. Экологическая культура в народных традициях.

Религиозные и экологические знания народов имеют разные формы своего отражения. Экологические знания алтайцев являются одной из уникальных форм, которое выражается в бережном отношении к растениям, животным и другим живым организмам. Экологическое сознание алтайцев тесно связано с религиозной культурой, согласно которой многие алтайские рода (сеоки) произошли от гор, животных и растений. Они названы тотемами.

Объектами родового поклонения – тотемами – являются: священная гора «тёс тайга» или «байлу тайга»; животное или птица «байлу ан», «байлу куш» (род иркит почитает барана, орла; кыпчак – змею, ястреба, сороку; кёбёк – зайца; тонжоон – лошадь; майман – собаку); дерево или кустарник «байлу агаш» (кедр «мёш», лиственница «тыт агаш» и можжевельник «арчын» у рода кёбёк и саал, сосна «карагай» – оргончы, жимолость «ыргай», береза «кайын» – иркит, комдош, сойон, жимолость «ыргай» – тодош).

Наряду с животным миром почитался растительный мир Алтая – деревья и кустарники, т.к. они, как и все живые существа обладали душой, а некоторые из них являлись тотемами, например, жимолость (ыргай) и береза (кайын) у рода иркит и комдош, ель (чиби) – у jус, осина (аспак) – у тубаларов. Человеку запрещалось рвать цветы, молодые поросли кустарников, рубить дерево своего рода, а если это случалось, то рубка дерева сопровождалось извинительными речами.

Тождество человеческого и природного миров реализуется в многочисленных сюжетах о происхождении родовых коллективов от птиц, зверей и растений. Например, о роде иркит говорят: «Адазы ыргай, энези – кайын» («Отец – жимолость, мать – береза»). Объяснением этому служит легенда о том, что в годы войны, когда мужчины ушли на охоту, а женщины остались одни дома, на них напали враги и увели их плен. Одна из матерей, чтобы спасти свое дитя, оставила его в лесу под березой, предварительно сделав не ней надрез, с которого стекал сок березы, заменивший ребенку молоко матери. Поэтому иркиты к березе относятся как к матери. Согласно другой легенде во время войн иркитов спасла жимолость, так как врагам издалека ошибочно показалось, что им противостоит целая армия воинов, и они отступили, а это были заросли жимолости. К особо почитаемым животным и птицам алтайцев относятся собака, медведь, конь, беркут, кукушка, орел.

Все эти примеры еще раз доказывают, что великая мудрость живет в духовности и образе жизни алтайцев, которые в течение многих веков, почитая и поклоняясь горам, рекам, аржанам и другим объекты природы Алтая создали особую философию отношений с природой, характеризующую понимание, ощущение полного равновесия, гармонии природы и человека.

Иллюстрации: художника Таракая (Николая Чепокова)

«Топонимия как форма отражения религиозной и экологической культуры алтайцев», Екеева Э.В. доцент кафедры экономической географии Горно-Алтайского государственного университета, кандидат педагогических наук.

https://www.livemaster.ru/topic/1187647-udivitelnyj-mir-tarakaya
altzapovednik

Традиции заповедного Алтая. Кезер-таш: история в камне

У каждого времени свои неповторимые приметы, которые "оставляются" для потомков, чтобы не угасла историческая память, не прервалась связь времен и поколений. Приметы древнетюркской эпохи - заросшие кустарником каменные оградки и таинственные курганы, прочерченные на обветренных скалах рисунки и загадочные письмена, каменные изваяния... Все это оставлено кочевниками, некогда жившими на необозримых просторах Сибири и Центральной Азии, создавшими мощные государства, имевшими свою письменность и тесные контакты с цивилизациями юга - от Китая до Византии. Они, точнее их образы, как бы вырастают из земли темными силуэтами каменных изваяний, во множестве разбросанных по горам и долинам.

Оставлять память об усопших сородичах - это одна из древнейших традиций человека. О памятных столбах при погребальных сооружениях тюркоязычных племен можно прочитать, например, в китайских летописях средневековья.

Все они разные. От грубо отесанных каменных столбиков, в которых едва угадываются антропоморфные черты, до настоящих произведений скульптуры. Примечательно изваяние "Кезер-таш" из Курайской степи: Спокойное, умиротворенное лицо зрелого человека, длинные усы, борода клинышком. На темени - небольшой головной убор. В правой руке – сосуд, напоминающий серебряные кувшинчики, которые по сей день находят археологи в курганах. Для кого напиток в символическом сосуде Кезер-таша? Самому себе при собственных поминках, организованных родственниками? Или это дар верховному солярному божеству? Не случайно ведь изваяния «смотрят» на восток - в сторону восходящего солнца? Левая рука лежит на наборном поясе. Металлические бляхи от таких поясов, в том числе серебряные и позолоченные, также встречаются в древних курганах. У наших предков они обозначали социальный ранг человека. Судя по богатому поясу, Кезер входил в элитарный круг древнетюркского общества. К поясу подвешены мешочек для различных мелочей (это было принято вплоть до сравнительно недавней этнографической старины), а также сабля в ножнах - непременный атрибут и правителя, и воителя старины глубокой - далекого средневековья.

Большинство же других изваяний - попроще. Где выбито только лицо, где - в дополнение - еще и детали одежды, оружие. А где и просто устанавливались камни, лишь схематично напоминающие человека. (1)

Есть такое изваяние «окаменевшего предка» на территории Алтайского природного биосферного заповедника. На Белинской террасе находится уникальный памятник «Кезер-таш» (Камень-воин), возраст которого – около 2 тыс. лет. Древнетюркское изваяние у с. Беле было зафиксировано еще в 1925г. А. Н. Глуховым в ходе работ Алтайской экспедиции этнографического отдела Русского музея. Изваяние изображало умершего человека, и в нем, по представлениям тех времен, до окончания поминального цикла была заключена его душа. На изваянии изображалось лицо умершего, стараясь отразить портретное сходство. Изображению молодого лица грозный вид придают, большие округлые глаза, слегка изогнутый дугой рот. В правой руке каменный воин держит чашу-кубок, тем самым принимая «участие» на поминальном пиру. Левая рука, как правило, лежит на поясе или оружии. Данный «Кезер-таш» не паспартизирован. Рядом с кордоном Беле расположены каменные изваяния (стела и древнетюркская скульптура). В древности они входили в состав единого погребально-поминального комплекса. Неподалеку от каменных изваяний расположен курган. (2)

Collapse )
Фото В. Лотов
altzapovednik

Традиции заповедного Алтая. Коновязь у алтайцев

Тогузон кырлу таш ӧргӧӧдин эжигинде
Тогус кырлу мӧнӱн чакы бар болуптыр
«У двери шестиугольного каменного дворца
Стоит (буквально: есть) девятигранная серебряная коновязь»
«Маадай-Кара» Алтайский героический эпос - Кай

Возникновение коновязей уходит в средневековье, когда формировались предки современных алтайцев – теле и тюгю. Они прошли с народом сквозь века и дошли до наших дней.
Тюрки во все времена относились к коновязи с особым почтением. Даже когда шли с войной на соседа, они могли позволить себе захватить в плен народ и скот, сжигать жилища, но коновязи не трогали. Они всегда оставляли шанс на возрождение, сохранив коновязь – символ мужчины, символ продолжения рода.

В урочищах и долинах Горного Алтая встречаются старые, покосившиеся, но крепко стоящие коновязи. Они стоят как свидетели, подтверждающие, что на этом месте когда-то стояло жилище кочевника. Коновязь воспета в героическом эпосе, фольклоре алтайцев.

В современное время коновязи не утратили своего значения, так как традиционным занятием алтайцев является разведение домашнего скота, который определяет материальное благополучие семьи. Поэтому без коновязи не обойтись.

Коновязь – по-алтайски – чакы. Корень этого слова – «чак» переводится как «век». Алтайцы считают, что человеческий век равен 72 годам. В тех семьях, где почитаются традиции, дни рождения отмечаются согласно алтайскому календарю раз в 12 лет. Если разделить человеческий век – 72 на 12 получается 6. Следовательно, человек за свой век должен пройти 6 основных этапов. Традиционная коновязь состоит из 6 ступеней.

Коновязь имеет трехмерное устройство: верхушка, устремленная вверх, означает будущее человека; средняя часть-6-ступеней – это настоящая жизнь. На этом уровне коновязи принято ставить тамгу рода; самая нижняя подземная часть-это прошлое, корни рода. Чем устойчивей корень, чем крепче род, тем сильнее человек. В старину, прежде чем создавать семью, строить жилище, устанавливали коновязь. Это говорит о том, что прежде чем жениться, человек должен твердо стоять на ногах.


Из текста обзорной экскурсии по экспозициям Национального музея имени А.В. Анохина Республики Алтай
Составитель: Э.А. Белекова, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Национального музея

Источник фото: АЛТАЙ СÖÖКТÖР
altzapovednik

Традиции заповедного Алтая. Месяцеслов. Май

Мирослава Сахневич.jpgМесяц май для алтай-кижи – месяц кукушки (куук ай), для чалканцев месяц пашни (тарыг ай), у туба – месяц кошения травы (jал щабар ай) или месяц кошения травы на пашне (кыра щабар ай).














Источник
altzapovednik

Традиции заповедного Алтая. Алтайские народные загадки о явлениях природы.


Алтайские загадки - один из древнейших жанров фольклора. В условиях отсутствия письменности устные загадки в течение веков являлись одним из средств сохранения духовного опыта народа, его верных и точно подмеченных наблюдений над природой вещей. Как и другие проявления народной мудрости - поэтические изречения, загадки учили умению жить, образно мыслить.

До наших дней в алтайских загадках сохранились многие традиции скотоводческого и охотничьего быта, отношений между людьми, языковые особенности, тонкие и ценные наблюдения над явлениями природы, столь необходимые в кочевой жизни, то есть весь своеобразный и неповторимый этнографический мир, отличающий один народ от другого.
Алтайские загадки богаты и разнообразны. В настоящее время они не только бережно хранятся, но и постоянно пополняются собирателями.






















Загадки о явлениях природы.

Кызыл тонду эмеген кырды ажа берди.Collapse )
Женщина в красной шубе убежала через гору.Collapse )

Корзом корунбес, тутсам, тудулбас.Collapse )
Хочу увидеть — не показывается,
хочу схватить — не дается.Collapse )

Тенери тубинен самара келди,тумен калык мургий бердиCollapse )
От основания неба бумага пришла,тысячи народов кланялись.Collapse )

Шулузин чилеп калыза- jедижип ого болбозын,
Jерге келип тушсе, тудуп албазын.Collapse )

Едет рысью — не догнать,в землю войдет — не найти.Collapse )

Отсо корунбес, кыйгырзан отконор.Collapse )
Проходит — не видно, кричишь — дразнится.Collapse )

Туни тужи кожондоор, оны кем де токтодып болбос. Collapse )
День и ночь поет, ее никто не остановит.Collapse )

Тенериден тужуп, jерге сайылат.Collapse )
Спустилась с неба, воткнулась в землю.Collapse )

Бирузи соок керек дийт. Экинчизи jылу керек дийт.Collapse )
Один говорит: «Тепло нужно, Другой говорит: «Холод нужен».
Collapse )

Суу кечире куску салынган.Collapse )
Через реку лежит зеркало.Collapse )


Источники:

1. www.dslib.net › Филологические науки › Фольклористика. Укачина Клавдия Ергековна. Алтайские народные загадки: Дис. ... канд. филологических наук, 10.01.09г.
2. www.mir-zagadki.ru/index.php/zagadki-mira/...s.../1704-altajskie-zagadki


Фото Сергея Усика